Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие.
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
В последнее время как-то стало само собой разумеющимся считать, что для современных детей самое важное – это удовлетворение их материальных потребностей, стремление к постоянному удовольствию, развлечениям. Уверенные в том, что для счастья детям нужны новые гаджеты, игрушки и аттракционы, мы не заметили, когда и, главное, почему все изменилось.
Все чаще нашим детям не хватает общения и понимания со стороны взрослых, родных и близких людей. В погоне за финансовым благополучием мы забываем о самом главном - о наших детях.
Поддержка и внимание со стороны родителей - обязательные условия для того, чтобы ребенок вырос полноценным и счастливым взрослым. И это не красивый лозунг, а научный факт! Отношение родителей к детям - это наглядный пример того, как ребенок должен относиться к себе сам.
Сотрудники Детского телефона доверия делятся базовыми рекомендациями, которыми важно руководствоваться в воспитании ребенка:
- Любить ребенка - это не значит ни в чем ему не отказывать и все разрешать. Это - любить, даже когда ребенок сопротивляется, бунтует, жалуется, ноет, ленится или требует.
- Обнимать, целовать, держать за руку. Тактильный контакт с ребенком важен в любом возрасте. Именно так дети особенно чувствуют любовь родителей.
- Хвалить ребенка за успехи и старания. Не стоит воспринимать дисциплинированность и достижения ребенка само собой разумеющимися. КАЖДЫЙ ДЕНЬ говорите, что в поведении ребенка радует вас. Похвалы всегда должно быть больше, чем критики.
- Никогда не ругать ребенка при посторонних. Наедине ребенок может объяснить свое поведение, как-то оправдаться, сохранив самоуважение и хорошее отношение к себе. При свидетелях это сделать просто стыдно!
- Не сравнивать ребенка с другими: одноклассниками, соседями, братьями и сестрами. Сравнение негативно сказывается на самооценке ребенка. Оценивайте поступки только относительно ситуации.
- Слушать своего ребенка. Если ребенок хочет вам что-то рассказать, всегда относитесь к этому серьезно. Фразы типа «мне не до твоей ерунды», «давай по делу», «мне бы твои трудности» сильно обесценивают ребенка и его переживания. Даже если его проблемы вам кажутся наивными - они важны для него. Дайте понять ребенку, что они важны и для вас.
Для этого задавайте больше вопросов «И как ты это воспринял? А что ты почувствовал в этот момент? Какие есть идеи по этому поводу? Что можно сделать в этой ситуации?»
- Уважать личное пространство ребенка. Никто не любит, когда роются в его вещах. И ребенку не нравится, если вы без его согласия наводите порядок на его столе, перетряхиваете портфель или читаете сообщения в телефоне. Ребенок чувствует несправедливость острее, чем взрослый. Прежде чем что-то сделать или сказать ребенку, возьмите за правило спрашивать себя: «Сказал бы я так своему мужу/жене, коллеге?» или «А понравилось бы мне, если бы так со мной поступили?»
- Разрешать ребенку иногда допускать ошибки. Существует мнение, что «умные учатся на чужих ошибках», но оно далеко от жизни. Все люди учатся на личном опыте. Поддержите ребенка, когда он совершает ошибки, и помогите ему их проанализировать. Задавайте конкретные вопросы: «Как тебе кажется, почему не получилось? Что в следующий раз следует сделать по-другому?»
- Не отстраняться от ребенка. Родительская работа никогда не может быть выполнена до конца - не останавливайтесь и не отстраняйтесь. Не говорите «я уже уделил тебе много времени в раннем детстве, а теперь ты сам…» Быть родителем и поддерживать своего ребенка – это НАВСЕГДА, просто в каждом возрасте наша роль и отношения меняются!
Никто другой не сможет поддержать ребенка так, как это сделает любящий и заботливый родитель.